Wednesday, October 26, 2016

Радогощ (Погар) - история Брянщины

ПОГАР http://www.kray32.ru/pogarskiy001_04.html Погар - один из древних городов северской земли. Существует мнение, что Погар, расположенный на правом берегу реки Судости, притоке Десны, когда-то носил название Радогощь. Впервые он упомянут в Ипатьевской летописи под 1155 годом: "Устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина мосту у Радогоща ...". Гюрий - это Юрий Долгорукий, великий московский князь, который тогда искал киевского престола и в походе на Киев на Стародубщине примирился со Святославом Всеволодычем по просьбе его дяди – северского князя Святослава Ольговича. "Город Погарь при реке Судости, под именем Радогоща, известен по летописи с XII века. Радогощь был одним из древних городков северской земли, сохранив значение укрепленного "острога" и в последующее время. Вместе с северскою землею Радогощь находился во владении Литвы до конца XV века, когда принадлежал поляку Олехну Скорупе, от которого здесь сидел "воеводка Ян Черный", - пишет А.М. Лазаревский в томе первом "Описание старой Малороссии", изданной в 1888 году. И далее: "Возобновление Радогоща под именем Погара, предание справедливо приписывает Пясочинскому, во владении которого Погарь и находился". Замечание относится к XVII веку. Так ли это? Брянские краеведы по-разному воспринимают эту дату. Одни соглашаются, другие утверждают, что имя Погар появилось ранее. О Родогоще-Погаре в своем труде "История государства Российского" не раз упоминает и Н.М. Карамзин. Среди имен географических указано: "Радогость (Радогощь, Погарь)". Теперь посмотрим алфавитный указатель – "Погарь см. Радогость". Выходит, Радогощь, Радогость - все отнесено к Погару. Если кто знаком с названием населенных мест на брянской земле, то знает, что в Комаричском районе есть древнее село Радогощь. В томе тринадцатом, главе второй труда Н.М. Карамзина, где рассказывается о царствовании Бориса Годунова и описывается борьба против Лжедмитрия, сказано: "Воеводы стояли две недели под городом (Рыльском), хвалились не вовремя человеколюбием, жалели крови, и решились дать отдохновение войску, действительно утружденному зимним походом; отступали в Комарницкую волость и донесли Царю, что будут ждать там весны в покойных станах. Но Борис, после кратковременной радости, встревоженный известиями о спасении Лжедмитрия и новых прельщениях измены, досадуя на Мстиславского и всех его сподвижников, послал к ним в Острог Радогостский Окольничаго Петра Шереметева и Думного Дьяка Власьева с дружиною Московских Дворян ..." В "Материалах для географии и статистики России", вышедших в 1865 году в Санкт-Петербурге, о Погаре говорится: "Город Погарь, как полагают, основан задолго до нашествия татар и до XVII столетия назывался Радогощем. В 1502 году он перешел во власть Москвы и в течение XVI века неоднократно подвергался нападениям со стороны литовско-польского правительства, стремившегося снова овладеть им. Во время этих нападений Радогощ два раза был выжжен поляками почти до основания, и стал называться Погаром". Кстати, названия населенных пунктов Радогощ, Радогоща, Радовцы существуют и в других местах России и Украины. Погар носило древнее поселение в Подмосковье, Суздальской земле. В томе двадцатом "Большой советской энциклопедии" сообщается, что в восьмом - девятом веках на месте Погара находилось славянское поселение. В 1380, 1500 и с 1517 по 1618 годы Погар входил в состав России, но в 1618 году был захвачен Польшей. В XVI веке город четырежды был сожжен в результате военных действий между русскими и поляками. И здесь же говорится: из-за чего, вероятно, и стал называться Погаром. Как видим, точного утверждения, когда город получил свое имя, нет. В разных источниках встречал и разные данные. "В древнее время Погар назывался Радогостом. Не от того ли это, что здесь бывшие местные чтили Редегоста, божество славян западных. С именем Радоща является он по летописи в 1155 года... С именем Радогоща известен Погар в литовское владение. Тем же именем называется он в Московское правление (1498-1618) ... От Литвы Радогость страдал два раза - в 1534 и 1563 годах, тогда "литовские воеводы, от Стародуба идучи Радогоща посад пожгли и от того и город сгорел, а в городе сгорел наместник Матвей Лыков, - говорится в книге "Историко-статистическое описание Черниговской Епархии". Далее сообщается, что это событие послужило поводом новому названию Погар, с XVII века оно становится постоянным именем его. В 1654 году Погар был занят сторонниками Богдана Хмельницкого и причислен к сотенным городам Стародубского полка. До наших дней дошли сведения, что в 1660 году сотником в Погаре был Лазарь Тимофеевич. Затем его через два года сменил Веркий Тимофеевич Набатенко, за ним следовали Гаврило Еремьевич, а в иных документах - Еремьенко, Еременко Тарас Григорьевич, Захарий Юрьевич Искра, Семен Галицкий, Владимир Соболевский ... Городовым атаманом нес службу с 1662 года более пятнадцати лет Андрей Чубаровский, затем были Семен Павлович Кулага, Григорий Ярмолович, Александр Ефимович, Григорий Ермолаевич Прожика, Артем Подоляка, Алексей Подоляка, Афанасий Беляк, Максим Павлович Гетун... В описании 1654 года говорится, что в Погаре было две церкви: Успения Богородицы и Николая Чудотворца. "… на горе, поставлен острожек, огорожен стоячим тыном облым... Около того острожка, с двух сторон к реке Судости, под горою ров...". С 1666 года Погар пользовался Магдебургским правом. Ремесленники - портные, сапожники, кузнецы, ткачи были объединены в цехи и управлялись магистратом. Грамота давала преимущество и в торговле. В начале XVIII века Погар некоторое время находился во владении князя А.Д. Меньшикова. Затем по жалованной грамоте он был передан графу К.Г. Разумовскому. С 1763 года Погар, оставаясь сотенным городом Стародубского полка, в административном отношении сделан был также и поветовым. С образованием в 1782 году Новгород-Северского наместничества Погар стал уездным центром. На следующий год ему был дан герб: "в щите на голубом поле золотой четвероконечный крест, внизу коего четвероугольный ромбоидальный камень". В Погаре того времени приходских церквей насчитывалось четыре и две городских кладбищенских. Публичные строения: "дом суда земского повету погарского, каменной, о 5 покоях; магистрат о 3 покоях; сотенная канцелярия о 4 покоях; казенной соляной амбар". О трех-десяти покоях были партикулярные дома подкоморного Лашкевича, полковника Лобысевича, подсудка повету Песоцкого, сыновей умершего подсудка Соболевского ... В городе размещалось более пятидесяти крамных лавок с красными товарами и разными мелочами, мясницких и синков различных. Да, пятьдесят лавок порожних "кои во время бываемых ярманков нанимаются приезжаемому сюда купечеству". В дополнении к тому одиннадцатому "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьева, ссылаясь на главный Московский архив министерства иностранных дел 1665 года, № 68 приводит "Роспись, в которые времена в малороссийских городах ярмонки бывают": "В Погаре,- указывает автор,- в оба Николина дня и на Успение". Самая продолжительная - Николаевская - проводилась две недели с 6 (19) декабря, вторая по значимости - Успенская с 15 (28) августа и с 9 (22) мая, на весенний Николай - братья, по три-четыре дня. Эти ярмарки показаны и по ведомости 1768 года. Главным предметом торговли на ярмарках было "прядыво" - пенька. Реализовывались в немалом количестве вино и соль. В 1693 году на Николаевской ярмарке Г. Мошковец заключил контракт с Петром Семеновичем из Брянска, в котором обещал ему "за куф горелки (1000 ведер) ведлуч своего рукописания сторговати по 10 рублюв без четверти соли и отдати солю пуд по 6 алтын". В конце XVIII века заметно расширилась география городов, с которыми торговал Погар. Сюда приезжали купцы из Москвы, Суздаля, Калуги, Тулы, Ярославля, Нежина, Ромна... Чего только не было на ярмарках! Погарские купцы вели торговлю не только у себя, но ездили торговать в Киев, Нежин, Кролевец, Новогород-Северский, Глухов... Они скупали так же в большом количестве конопляное масло, хлеб, говяжье сало, пеньку и "...переделывали оную в чистую и достовляли ея и сало для продажи к Рижскому порту, конопляное ж масло частью туда же, а частью в Киев и Кременчуг". Ежегодный оборот погарских купцов достигал до 225700 рублей с лишним. В связи с появлением первого флота к концу первой половины девятнадцатого столетия цены на конопляное масло и особенно на пеньку резко снизились. И это, безусловно, отразилось на погарских ярмарках. Сложившаяся к XVIII веку планировочная структура поселения была близка регулярной. По своей форме она образовала "продолговатый четвероугольник", простиравшийся вдоль реки Судости. Основу планировки составляли четыре улицы, почти под прямым углом примыкавшие к крепости: Стародубская, которая шла от Сотницких-Стародубских ворот на западную окраину; Почепская-Мостовая или Новгородская - начиналась от Мостовой башни и вела к северной окраине; Длинная - Московская - шла от Московских ворот на юг; Красная, а еще Закузнецкая, которая объединяла в центральной части города эти три улицы. Были и другие улицы, переулки. Через Судость ходил паром. "Геометрический план городу Погару" в 1782 году "снимал и сочинял" уездный землемер Н. Шпилевский. В 1805 году "конфирмирован" новый план Погара. В течение XIX века планировка Погара лишь частично подверглась изменению по регулярному плану. Исчезли земляные валы, определились площади - рыночная, соборная и городская, расположенные в пределах древних крепостей и посада. Застройка по-прежнему оставалась в основном деревянной. В панораме города выделялись лишь группы церквей, концентрированных в центральной части города, особенно две самые крупные каменные Успения и Троицкая. В 1770 годах во всех церквах: Успенской, Николаевской, Троицкой и Афонасьевской числилось более четырех тысяч прихожан. Самые древние сохранившиеся церкви: святой Анны и Троицкая. Первая из них датируется XVII, а вторая - XVIII веков. "Церкви стоят очень близко одна от другой, и это странно. С какой целью так сделано? Вопрос этот проясняется, когда мы узнали, что церковь Анны - это бывший костел, построенный при Польском владычестве в начале XVII века. Для использования в качестве православной церкви здание костела перестроили, но необычные для православного храма формы заметны и сейчас", - пишет в книге "Земля Брянская" М. Цапенко. Погарский костел с изгнанием польских панов не стали разбирать, но для утверждения православия рядом построили Троицкий православный храм. В других источниках сообщается, что Троицкая церковь построена в 1783 году, заменяя первоначальное деревянное здание со школою при нем, известное здесь с 1690 года. В 1800 году в Погаре открылось народное (малое) училище. Во многих селах действовали церковные школы. Как происходило в них обучение? "В день Св. Прор. Наума, родители приводили дитя к дьяку в школу, принося притом горшок гречневой каши, и условливались о платеже за первый курс учения, состоявший в изучении грамотки (букваря), по окончании коей в продолжении года или менее, смотря по способностям мальчика; второй курс состоял из изучения часословца, третий из псалтыря; четвертый курс, продолжавшийся иногда года два, посвящен был письму и счетоводству",- сообщает, по рассказам стариков, А. Ханенко в историко-статистическом очерке "Город Погар", написанном в 1871 году. "Плата за обучение каждый год была разной. За изучение "грамотки" на тогдашние деньги платили дьячку 25 копеек серебром, за часослов - 50, за псалтырь - один рубль серебром, а за последний курс цена повышалась до двух рублей". В 1865 годув Погаре уже существовало два училища - уездное и приходское. В промышленности действовали в это время два кожевенных и один салотопенный завод, до пятнадцати маслобоен и других мелких заводских "заведений". В девятнадцатом столетии на Черниговщине большие площади были заняты под табаком. Об этом сообщает популярный в то время журнал "Нива" за 1864 год. Погар, входивший в Черниговскую губернию, не был исключением. Это сыграло немалую роль в его дальнейшей судьбе. Одним из крупных погарских табачных плантаторов был С. Кернарский. Практиковал он и перекупку его в окрестностях. До пятидесяти тысяч пудов табачного листа поставлял Кернарский рижским фабрикантам. Вскоре от одного из крупнейших табачных фабрикантов, прибалтийского немца из Риги А.Г. Рутенберга, поступило ему предложение о постройке сигарной фабрики. Согласие было получено, земельный участок приобретен. Весной 1913 года уже сотни людей копали в Погаре котлован для будущего предприятия, а в 1915 году появилась вывеска: "Сигарная фабрика А.Г. Рутенберга в Погаре". Скромная сигарная фабрика с годами переросла в сигаретно-сигарный комбинат. Высшие сорта сигар – "Космос", "Погар", "Столичные" ... стали широко известны. Погарские сигары долгое время поставляли премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю. Постоянным их курильщиком был и широко известный советский писатель Илья Эренбург. В конце сороковых годов он побывал на фабрике. Популярность среди курильщиков приобрели папиросы и сигареты "Беломорканал", "Север", "Памир", "Полет", "Прима", "Астра" ... В середине шестидесятых годов в Погар из Стародуба была переведена опытная селекционная станция Всесоюзного Краснодарского научно-исследовательского института табака и махорки. Сделать хорошую сигару непросто. Кто видел это производство, знает, что нужен большой по размеру, эластичный, с тонкими прожилками лист. Он должен и хорошо гореть. Еще во времена Рутенберга и позднее фабрика весь покровный лист для сигар завозила из Абхазии, Аджарии, других мест. Сотрудники научно-исследовательского института табака и махорки предложили, так называемый, шатровый способ выращивания покровного листа на 6рянщине. Как это делается? "Представьте себе пятнадцатигектарное поле, которое сплошь укрыто белым покрывалом. Полотно укреплено примерно на двухметровой высоте от земли на деревянных столбиках, - пишет Иван Ходыкин в книге "На берегах Судости". Вот под таким тентом или, как его называли полеводы, шатром, и выращивались обычные сорта табаков. Однако в тени они развивались несколько иначе: лист вырастал широким, эластичным, с тонкими прожилками, - как раз такой, какой нужен, чтобы завернуть табачную начинку ...". Славу приобрел и здешний погарский лук. Ты пришел из древности глубокой, Но собой нисколько ты не стар, Над рекой негромкой синеокой Расцветаешь, мой родной Погар, - пишет в стихотворении "Мой Погар" Л.И. Гришин. К его строкам могут присоединиться все погарцы-земляки. "Седая Брянская старина" Я.Д. Соколов, 2000 г. Оглавление

No comments:

Post a Comment