Thursday, October 29, 2015

Дворец в Коломенском, 6 садов вокруг

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ С громадным удовлетворением отмечаю, что процесс воссоздания исторического Коломенского набирает темпы, и нет конца этой доброй и важной работе, ведь здесь начинается истинная история Руси… Ю.М. Лужков, мэр Москвы Село Коломенское впервые упоминается в духовных грамотах (завещаниях) 1336 и 1339 годов Ивана I Калиты (1296-1340). Ныне на этой территории, вошедшей в 1972 году в черту Москвы, находится Музей-заповедник «Коломенское» (около метро Коломенское). Предание говорит, что название свое село получило от переселенцев из Коломны, осевших здесь во время нашествия в 1237 году полчищ Батыя. Но есть и версии, по одной из которых название села образовано от славянского слова «коломень»- окрестность, по другой- от слова «коломище»- кладбище. Живописная местность на высоком правом берегу реки Москвы, изрезанная глубокими оврагами и изобилующая родниками, с которой открывалась широчайшая панорама в сторону заливных лугов низменного левого берега, вскоре привлекла внимание московских правителей. Постепенно Коломенское превратилось в одну из загородных резиденций великих князей и царей. Уже во время правления Василия III (1479-1533) в Коломенском стал складываться неповторимый облик усадьбы. По его воле здесь в 1532 году построили изумительный по красоте храм- каменную церковь Вознесения Господня (включена в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО). Рядом с этим храмом в первой половине XVI века появилась двухъярусная церковь-колокольня Георгия Победоносца, а в середине XVI века в селе Дьяково, расположенном рядом с Коломенским, выстроили монументальную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, являющуюся по архитектуре предшественницей Храма Василия Блаженного на Красной площади Со времен Василия III в Коломенском, кроме каменных строений, существовали и деревянные великокняжеские хоромы. Но вершиной творчества зодчих, создававших деревянные строения, станет построенный в 1667-1671 годы на месте бывшего дворца Ивана Грозного деревянный дворец- торжественная резиденция царя Алексея Михайловича (1629-1676). Возведением дворца руководили искусные мастера- плотничий Семен Петров и стрелец Иван Михайлов («плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашко Михайлов»). За неповторимый облик и красоту современники называли дворец «восьмым чудом света». Чем же он завоевал такую высокую оценку? Царь, полюбивший Коломенское, решил выстроить здесь дворец небывалых размеров, роскоши и великолепия. Дворец представлял группу из двадцати шести рубленых из вековой сосны теремов (от двух до шести этажей) самых разнообразных, порой причудливых форм. В этом «хоромном строении», созданном неистощимой фантазией его творцов и напоминающим городок из сказки или былины, ничто не повторялось: теремки-башенки, сени, галереи-гульбища, внутренние дворы, крылечки, переходы… Венчали дворец расписанные красками и золоченые кровли затейливых форм: шатры и бочки (форма кровли в виде полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом килевидного сечения), палатки и крестчатые бочки (пересечение двух бочек), с коваными флюгерами, гребнями. Самой замечательной частью дворца были четырехъярусные (высотой до 30 метров) государевы хоромы, в которых было более 270 помещений! общей площадью 10250 квадратных метров! Первые этажи имели служебное назначение, а верхние были жилыми. Терема соединялись между собой крытыми переходами на уровне второго этажа. Хотя дворец не имел единого фасада, он был удивительно цельным и гармоничным благодаря декоративному убранству с обильной узорной «предивной хитрости, предивной красоты» резьбой по дереву и росписью. Он производил впечатление «драгоценности, только что вынутой из ларца». Резчиками руководил старец Арсений, а живописцами, выполнявшими росписи и позолоту- знаменитый Симон Ушаков (1626-1686)- жалованный иконописец Оружейной палаты, осуществлявший надзор за всеми иконописными работами в стране. Огромный восторг вызывали отделанные с особой тщательностью три тысячи (!) слюдяных окон. Переплеты их золотились, а в резных наличниках и ставнях сочетались роспись и позолота. Писатель и поэт Симеон Полоцкий (1629-1680), называвший дворец «осьмым чудом света», «Соломоновою прекрасною палатою» и сравнивавший его с целым городом, писал о его богатстве и живописности: «Окна, яко звезд лик, в небе сияют, /Драгая слюда, что серебро, блистает». Восторг вызывало и внутреннее убранство дворца. Сияли золотом и сверкали яркими и сочными красками росписи стен помещений. Необычайно красивы были цветные изразцы печей. Перед окнами «царской спальни-кабинета» стоял небольшой каменный «челобитный столб». В ящик, прикрепленный к столбу, стрельцы, охранявшие дворец, помещали челобитные грамоты, полученные от всех обиженных и притесняемых. После рассмотрения грамот думой царь творил по ним суд. Дворец настолько нравился царю, что он развлекался здесь летом своим любимым занятием- «красной охотой соколиной», а зимой- «зимней потехой», то есть охотой на лосей, медведей, волков, лисиц, зайцев. Но постепенно усадьба превратилась в его пышную загородную резиденцию. Дворец, расположенный среди зелени четырех обширных садов (а всего в Коломенском было шесть садов) и окруженный частично каменной, частично деревянной стеной с пятью воротами, соединялся крытым переходом с расположенной с его северной стороны каменной церковью Казанской иконы Богоматери, построенной в 1651-1671 годы (ныне это действующий храм). С западной стороны царского дворца возник целый хозяйственный комплекс, включавший Кормовой двор, Хлебный двор и другие строения. Приезжавшие в Коломенское иностранцы переправлялись с низменного левого берега по плавучему мосту, находившемуся напротив церкви Вознесения Господня, на высокий правый берег и поднимались к Дворцовым воротам. Перед воротами они выходили из карет и без головных уборов шли через эти ворота, в соответствии с установленным дворцовым ритуалом, к царским палатам. Коломенский дворец- это наивысшее достижение всего допетровского деревянного зодчества, «русское чудо», замечательное произведение отечественных мастеров, к сожалению, утеряно. После переноса Петром I в 1712 году столицы в Петербург подмосковные царские усадьбы, оказавшись заброшенными, быстро ветшали. Дворец в Коломенском тоже быстро ветшал. В 1718 году Петр I повелел отремонтировать дворец и поставить его на каменный фундамент. Но выполненные работы не спасли дворец, и в 1768 году его по указанию Екатерины II разобрали. Модель этого дворца (в одну сороковую его натуральной величины), выполненная мастером-резчиком Д. Смирновым по чертежам XVIII века (сделанным по указанию Екатерины II), находилась с 1869 года в Оружейной палате Московского Кремля, а с 1920-х годов экспонируется в музее «Коломенское». Наиболее достоверный вид дворца сохранился и в гравюре немецкого театрального художника-декоратора Фридриха Гильфердинга. После сноса дворца царя Алексея Михайловича Екатерина II захотела построить в Коломенском свой дворец. Его построили на берегу Москвы-реки рядом с церковью Вознесения Господня. В этом четырехэтажном дворце (два этажа- каменные, а два- деревянные) императрица писала свой знаменитый юридический трактат «Наказ». Этот дворец разрушили солдаты Наполеона в 1812 году. На его фундаменте по указу императора Александра I построили в 1825 году (в год смерти императора) новый дворец в стиле ампир с «Павильоном», к которому вела посаженная в начале XIX века липовая аллея. И этот дворец тоже не сохранился до нашего времени, его разобрали в 1878 году (сохранился только «Павильон»). Желание воссоздать деревянный дворец царя Алексея Михайловича возникало неоднократно. Это хотел сделать еще император Николай I. Кроме воссоздания этого дворца, он хотел построить еще один дворец, на берегу реки и в «русском стиле». Но одобренный им проект не был осуществлен. А в 1930-е годы мечтал о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича первый директор музея «Коломенское» (созданного в 1923 году), замечательный архитектор и реставратор П.Д. Барановский (1892-1984). Но в то время на эту идею смотрели как на чудачество. В 1990-е годы, когда началось воссоздание уничтоженного в 1931 году Храма Христа Спасителя, желание воссоздать дворец царя Алексея Михайловича окрепло и обрело реальную возможность. Решением правительства Москвы воссоздание дворца предусмотрено «Программой развития «Коломенского» на 2008-2012 годы». Сначала хотели дворец разместить на его историческом месте- на белокаменном фундаменте, обнаруженном археологами в 1996 году. Но для размещения на нем дворца фундамент оказался непригодным. Кроме того, на месте бывшего дворца растут столетние дубы (возраст некоторых-300-800 лет), клены и другие ценные деревья. Принято решение разместить воссоздаваемый дворец в другом месте- в Дьякове (около метро Каширская), расположенном на территории музея-заповедника «Коломенское», а сохранившийся подлинный фундамент будет самостоятельным историческим памятником. Полным ходом идут начатые в 2008 году работы по воссозданию этого чуда искусства. Почти полностью уже воздвигнуты все терема, но предстоят еще очень трудоемкие и сложные отделочные работы. Все работы должны быть завершены в 2010 году. Дворец воссоздается в архитектурном стиле времени его создания. С максимальной исторической достоверностью будут воссозданы тронный зал, кабинет царя, царские покои, трапезные залы, палаты царицы и царевен…Все терема дворца, как и встарь, будут украшены «множеством цветов живо написанных и острым хитро длатом изваянных». Вокруг дворца возникнет Центр ремесел, этнографические деревни… Это позволит лучше понять историю отечественных ремесел и самого Коломенского. Дворец станет привлекательным для проведения в нем выставок, концертов, представления творческих учебных студий, экскурсий, конференций и лекций по вопросам истории нашей страны… Огромны возможности использования дворца… Ныне государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный Музей-заповедник «Коломенское» (занимающий территорию 390 гектаров) входит в Московский государственный объединенный Музей-заповедник «Коломенское-Лефортово-Люблино-Измайлово». Ю. Жданов 07.10.2008

No comments:

Post a Comment